Шаг седьмой. Поощряйте уверенность в себе и инициативу

Печать

Маленькая история.

Двухлетняя Лиза – очень подвижная и ловкая маленькая девчушка. Ее пятилетняя сестра Полина – пример для нее, при каждой удобной возможности Лиза старается повсюду следовать за ней. Крошка хочет с ней рисовать, если Полина берет в руки цветные карандаши. Если старшенькая делает домашнее задание, Лиза тоже хочет читать, писать и решать. Естественно, Лиза ходит за Полиной по пятам, даже в туалет. Там она с удивлением наблюдает, как ее сестренка делает «пи-пи». Лиза тоже пытается так делать. Малышка незаметно залезает под стол и стягивает там с себя памперс. Потом маленький ручеек бежит по паркетному полу, и Лиза восклицает: «Полина, я сделала ручеек!»

Сестра и мама Вера К. тут же прибегают и оценивают эту маленькую неприятность. Сначала Вера немного расстроилась: «Ах, Лиза! Это делают не на полу!» Потом она замечает, что малышка без памперса. И в глубине души Вера радуется, что ее дочка так старается подражать старшей сестренке, что, вероятно, скоро научится контролировать свое мочеиспускание. И поэтому мама говорит: «Умница, что сняла памперс, Лиза! Ты уже почти большая. Но в следующий раз такой ручеек нужно делать в горшочек!»

О чем это говорит?

Почти все дети хорошо учатся чему-то новенькому на примере взрослых. Маленькие как бы подсматривают за ними и потом пытаются сделать то же самое, только на собственный манер, как в истории с Лизой. Такая инициатива – очень хороший знак, потому что дети таким образом делают большие успехи в своем развитии. Требование учиться приходит к ним само собой, что намного облегчает процесс.

Труднее, когда родители должны приучать своего ребенка к различению сигналов собственного тела, а затем к соответственному реагированию. К сожалению, нередко они совершают ошибки, как бы блокируя инициативу ребенка, его спонтанные начинания; родители часто боятся, что что-то может случиться. Конечно, они как родители должны всегда решать те или иные проблемы, как, например, мама в истории с ручейком на паркетном полу.

Если дети уже сами ходят на горшок, они нередко развивают свои особенности, показывают свой характер. Процесс опорожнения организма каждый совершает по-разному: один делает это быстро, другому требуется определенное время, поход в туалет для некоторых – целая церемония или даже медитация. Некоторые взрослые во время процесса любят почитать газетку или журнал, некоторые курят. Также и малыши проявляют какие-то свои предпочтения в этом процессе.

Родители иногда могут неправильно поступать с привычками своих детей, желая воспитать их в соответствии со своими представлениями. Они говорят, например: «Ты уже четверть часа сидишь на горшке, хотя свои дела уже давно сделал. Давай, заканчивай, надевай штаны, хватит сидеть!» Или же: «Хватит возиться, у нас нет времени на это!» Естественно, у родителей иногда есть основания прервать данный процесс у детей.

Нередко играет роль фактор времени, потому что наша сегодняшняя жизнь подвержена постоянным спешкам и стрессам. Но, к сожалению, это значительно тормозит мотивацию ребенка. И если ребенка ругают или просто выражают свое неодобрение, когда малыш очень интересуется своими «продуктами», это очень ослабляет его самосознание.

Учтите. Не сердитесь, доверьте своему ребенку самому сделать первые шаги в становлении чистюлей, дайте ему возможность самостоятельно решать, что он хочет делать, а что – нет. Просто «сопровождайте» его на этом пути, помогайте ему в некоторых моментах и укрепляйте при этом его самостоятельность. Так ваш ребенок придет к тому, что научится различать сигналы своего тела и реагировать на них.

А Вы знаете, что…

Маленькие личности

В возрасте от двух до трех лет ваш ребенок уже почти сформировавшаяся личность, которая имеет свои индивидуальные предпочтения и особенности. Разрешайте ему при каждом удобном случае проявлять особенности его характера, ведь ребенок так старается их проявить.

Детям нужно время

Младенцы опустошают свой мочевой пузырь 20 раз в день совершенно спонтанно, и только к шестому месяцу жизни паузы между мочеиспусканием устанавливаются.

Это длится до второго года жизни, пока ребенок не научится чувствовать свой мочевой пузырь. Моча задерживается с помощью напряжения внешнего сфинктера и мускулатуры дна мочевого пузыря. Только на третьем или четвертом году жизни возможен сознательный контроль мочеиспускания, в том числе и ночью.

Детям для их развития требуется определенное время. Такие способности, как контроль мочеиспускания, приходят только со временем, поскольку это связано с развитием всего организма. Это нормально, если у трех – четырехлетнего ребенка происходит непроизвольное мочеиспускание. Но очень важно, чтобы вы в этих случаях не наказывали своего ребенка. Это возымеет противоположное действие. Фраза: «Ну что ж... это тоже неплохо...» – самая уместная здесь реакция. Только после трех лет жизни ребенок может стать самостоятельным. Он уже знает ощущение давления в мочевом пузыре и взаимосвязь между этим давлением и опорожнением. В это время ребенку в его обучении пользования туалетом помогают занятия и игры, а также мотивация. Без всего этого приучение к туалету может стать настоящей «дрессировкой», что в дальнейшем может привести ко многим проблемам и отставании в развитии ребенка. Этот процесс нельзя ускорять, его нужно просто поддерживать.

Вопрос, когда же ребенок должен стать чистюлей, вызывает очень много споров между мамами и бабушками. Но все же научно установлено, что время, когда нужно отказываться от памперсов, определяет сам ребенок.