Шаг третий. Учитесь воспринимать сигналы организма

Печать

Маленькая история.

Клару, почти двухлетнюю девчушку, мама Лора еще иногда пеленает перед сном.

Старший, четырехлетний, брат Ваня при этом присутствует. Клара довольно сучит ножками: «Мамочка, пощекочи меня, пощекочи!» – просит малышка.

Братец опережает маму и щекочет маленькие пяточки сестренки. Малышка хохочет. Мальчишка внимательно оглядывает свою сестренку и хвастается, показывая на штаны: «Смотри-ка, у меня есть, а у тебя нет!»

Через несколько дней оба ребенка возились в саду. Было очень жарко, и поэтому малыши были почти раздеты. Когда Лора пришла к детям, ее взору предстала такая картина: Клара сидела на лужайке и с интересом смотрела на Ваню, который показывал ей, как «его маленький герой» может делать фонтанчик. «Я тоже хочу такой!» – кричала Клара. И она совсем не шутила...

О чем это говорит?

Есть определенный момент, до которого дети не могут сознательно контролировать действия. Контролировать функции мочевого пузыря и кишечника помогают нервные сплетения в мозгу. Как только они будут сформированы, ваш ребенок сможет действовать сознательно, он сможет сказать, что хочет: кушать или сделать «пи-пи». Пока процессы созревания не закончились, ваш ребенок будет зависеть от своих физических потребностей. Если малыш чувствует себя плохо, кричит, требуя помощи. Впервые он почувствует, что может влиять на окружающий его мир, когда своим криком или другими проявлениями, характеризующими его состояние, заставит реагировать родителей.

Со временем он узнает, что пить, быть сытым, ходить в туалет – все эти процессы как-то связаны между собой.

Чтобы ваш ребенок лучше воспринял и понял эту зависимость, вы не должны стесняться его, когда, например, идете в туалет. Вы должны быть примером для него. Вы должны участвовать в тех сигналах, которые посылает вам ваше тело: если у вас сводит желудок – значит, вы голодны, и поэтому ешьте, если вы испытываете жажду – пейте, если у вас урчит в животе – идите в туалет. Старшие дети также могут подавать пример младшим.

Такие импульсы необходимы вашему малышу, чтобы он мог воспринимать потребности своего тела и учиться реагировать на это. Обычно происходит так, что маленькие дети делают всегда то же самое, что и взрослые. Поэтому ребенок, следуя вашему примеру, скоро пойдет в туалет. Лишая такой информации своего ребенка, оставляя поход в туалет в тайне, вы не даете ему возможности подражать вам. Для таких детей и горшок не особенно интересен, потому как им никто не пользуется. Пластмассовое сиденье на туалете для взрослых может быть намного интереснее для него и служить своеобразным стимулом для похода в туалет.

Учтите.

Если ваш ребенок лежит, например, на столе, где вы его обычно пеленаете, вы можете совершить с ним маленькое познавательное путешествие. Он сучит ножками, машет ручками, хохочет и, наконец, уже писает, до того как вы положили ему новую пеленку. Поиграйте с ним, подвигайте его ножками, как будто он едет на велосипеде. Пощекочите его. Малыш будет пищать от радости! На самом деле такими жестами вы помогаете малышу ощутить его собственное тело. Позже игра постепенно превращается в урок: «Ну-ка, покажи мне свою ножку?!» или «А какой ты большой у нас, покажи-ка?!»

Вы можете делать с ним эти же упражнения перед зеркалом, чтобы он мог все видеть сам, что очень полезно.

Важно общение

Понаблюдайте за своим ребенком, возможно, у него уже есть определенный ритм работы кишечника и он посылает вам какие-то сигналы. Выделите время для своего малыша, больше занимайтесь с ним. Возможно, ему доставит радость игра с куклой. Вы можете использовать куклу как своего помощника в обучении ребенка. Например, кормить ее, поить, пеленать. А может быть, у куклы вздулся животик и она хочет в туалет? Куклы, которые едят и пьют, могут также и писать (такие куклы сейчас есть в продаже).

Если у вас есть домашнее животное, оно тоже может стать «учителем» для вашего малыша в процессе обучения пользования туалетом. Четырехногий друг утоляет голод или жажду, и так же через некоторое время ему приходится опустошать свой кишечник или мочевой пузырь.

Доверяйте своей интуиции в воспитании ребенка, используйте различные физические упражнения. Если вы его кормите, скажите: «Как вкусно!» Если он уже сыт, погладьте его по животику. Намного быстрее он поймет ваше согласие или отрицание по кивку головы. Если вы пытаетесь воспринять сигналы малыша и ответить ему на эти сигналы, не бойтесь утрировать, чтобы он понял и сам смог учиться.

А Вы знаете, что…

Позвольте ребенку копить его опыт

От младенчества до школьного возраста ребенок все время учится познавать самого себя и окружающий его мир, он учится сам, учится, глядя на других, он учится двигаться, чувствовать. Все более он узнает свое тело и улавливает его сигналы. Это является базисом его физического, духовного и социального развития. Каждый маленький шажок расширяет его кругозор. Поощряйте своего ребенка в его учении. Позволяйте ему накапливать свой опыт. Разговаривайте с ним, берите его на плавание или на прогулки на велосипедах, предлагайте ему разные возможности познать свое тело.

Всем, что вы ему показываете, всем, что он впитывает в себя, позже он сможет воспользоваться, не раздумывая. Например, однажды научившись плавать, он сохранит эту способность на всю жизнь. Так же дело обстоит с контролем своих естественных потребностей. Однажды поняв, как функционирует его кишечник и мочевой пузырь, он уже никогда об этом не забудет.