Воспитание до рождения

Печать
Воспитание до рождения

Что может понимать кроха, находящийся в утробе матери? Оказывается, очень многое. Он не такой уж «несмышленый», как может показаться на первый взгляд.

Он сосет пальчик, играет с пуповиной, своими движениями может выражать как приятие чего-либо, так и неприятие. Он прекрасно впитывает все, происходящее с мамой и через нее создает себе первое, но самое крепкое представление о мире...

Люди задумывались на эту тему задолго до того, как появились приборы, фиксирующие нервные импульсы плода в ответ на внешние раздражители. Именно поэтому воспитание до рождения имеет столь длительную историю, хотя научное обоснование получило лишь в последнее время. В Японии, например, в прошлых столетиях беременных женщин помещали в специальные общины, расположенные в живописной местности, где занимались эстетическим и музыкальным образованием будущего ребенка. В Полинезии для будущих мам практиковались специальные танцы и ритмические движения. На Руси беременной запрещали смотреть на что-то безобразное, участвовать в похоронах, около нее нельзя было произносить бранные слова и т.д.

И вправду, восприятие беременной женщиной образцов красоты в природе, искусстве, человеческих отношениях является для еще не родившегося ребенка бесценным подарком, залогом гармоничного развития. Издавна будущая мать проводила много времени, созерцая природу, медитируя на источники воды или цветы. Ее старались ограждать от тяжелой физической работы в поле и дома. Обучали специальным танцам, она рисовала, играла на музыкальных инструментах. Недаром наши бабушки советуют чаще смотреть на что-нибудь красивое.

А когда около ста лет назад ученые обратили внимание, что в мозгу новорожденных имеется значительное число атрофированных нейронов, возникло предположение, что это происходит в период внутриутробного развития в связи с их невостребованностью. К этому времени уже существовало достаточно достоверной информации о том, что от числа нервных клеток головного мозга в значительной степени зависит интеллект будущего ребенка. Именно тогда ученые и предложили будущим мамочкам заниматься с малышами, пока те живут у них в животиках.

Позитивные эмоции необходимы малышу

Конечно, «занятия» эти абсолютно не похожи на привычные школьные «уроки». В данном случае главное – это обучение позитивным эмоциям и восприятию мира, в который готовится придти ребенок, как замечательного, интересного и безопасного места.

Многие мамочки, наверняка, слышали о существовании связи между эмоциональным содержанием ожидания ребенка и его последующим развитием и обучением: желанный, любимый малыш намного успешнее беспокойного и вечно капризного нежеланного. Если мать настроена позитивно, любит и ждет своего кроху, это благотворно влияет на его развитие: как ни странно, но еще не родившемуся младенцу необходимо, чтобы о нем думали и говорили!

Современные исследования подтверждают, что такие эмоции беременной, как уверенность, независимость, успех, улучшают, а такие как вина, тревога, страх, подавленность, чувство беспомощности – угнетают развитие плода. Особенно это касается длительных переживаний будущей мамы (кратковременный негатив, небольшой испуг и т.д. еще не родившимся ребенком компенсируются). Дело в том, что надпочечники вырабатывают при стрессе стрессовые гормоны – катехоламины, которые без труда проникают через плацентарный барьер. А в случаях, когда беременная женщина испытывает по какому-либо поводу радость и счастье, ее организм вырабатывает гормоны радости – эндорфины, способные вызвать состояние покоя и радости у еще не родившегося ребенка, ведь главная эмоция, которая просто необходима малышу для успешного развития – это материнская Любовь.

Радуйтесь, наслаждайтесь жизнью, и ребенок будет радоваться вместе с вами, а, поглаживая, похлопывая свой животик, танцуя вместе с ним, вы, наверняка, добьетесь и ответной реакции. Позитивные ощущения, передаваясь ребенку, зафиксируются в его клетках, и после рождения во многом определят отношение крохи к миру.

Существует мнение, что если зримо представлять себе те качества, которые хочется видеть у своего будущего ребенка, сознательно визуализировать их, они войдут в новое существо и станут его личностными особенностями. При этом мать как бы становится сознательным участником естественного творческого процесса.

Тренировка сенсорных систем

Точно установлено, что малыш в животике у мамы узнает голоса родителей и реагирует на них вспышкой радости. Понимает интонацию, настроение собеседников – если окружающие, особенно мать, говорят нервно и раздраженно, у ребенка учащается сердцебиение (частота сердечных сокращений нормализуется, когда тон разговора становится спокойным).

Вы можете начать развивать у малыша способность к слуховому восприятию звуков речи, а также чувство ритма. Как можно больше разговаривайте с крохой, пойте песенки, рассказывайте стихи, не забывайте при этом похлопывать по животу, подчеркивая ритм. Объясняйте свои действия, особенно, если произошло что-то неприятное, успокаивайте сынишку или дочурку.

К 3-му месяцу беременности у ребенка появляется вкусовое восприятие, позднее развиваются обоняние и слух, чувство равновесия, кожа маленького человечка постоянно подвергается воздействию мышц матки и передней брюшной стенки, так что младенец появляется на свет с хорошо развитым тактильным восприятием. Зрительные ощущения формируются в последнюю очередь, но ребенок все же различает свет, падающий на живот матери, любой контакт желательно сопровождать мягким прикосновением к животу – вы как бы обнимаете свое дитя

поэтому для развития зрения малыша полезно принимать солнечные ванны.

Находясь в материнском чреве, ребенок демонстрирует определенные вкусовые пристрастия, ведь его нос и рот постоянно омываются амниотической жидкостью, имеющей вкус и запах. Начиная с 10-й недели, малыш может глотать ее или выплевывать. Если добавить в амниотическую жидкость сахар, кроха проглотит двойную порцию, а при добавлении горького раствора количество заглатываемой околоплодной жидкости резко уменьшается.

Можно сказать, что ребенок питается вместе с мамой: состав околоплодной жидкости зависит от того, что она ест, пьет, чем дышит и т.д. Известен случай, когда девочка-индианка, удочеренная вскоре после рождения супругами из Парижа, отказывалась от риса, приготовленного по рецептам европейской кухни, но с удовольствием ела его, когда он был приготовлен так, как это делают в Индии. Как видите, еще до рождения можно познакомить ребенка с разными вкусами, приучить к определенной пище.

Развитие музыкального слуха

Уже шестимесячный плод прекрасно слышит, внешний мир врывается в его жизнь водопадами звуковых вибраций, которые он запоминает.

Ведь звуки извне могут доходить до ребенка в усиленном виде, он ощущает на себе вибрации звуковых волн, воспринимает их как бы всем телом. За два месяца до рождения малыш начинает различать мужской и женский голоса (некоторые ученые считают, что мужской, и вообще низкие звуки, ребенок слышит более отчетливо). Известны случаи, когда кроха шевелился в такт музыки.

Замечено, что младенцы прекрасно относятся к классической, медленной музыке. Вивальди и Шопен – неизменные любимцы еще не родившихся крох. Впрочем, подобрать музыку не так сложно – почти наверняка ребенок даст понять, что ему нравится больше всего, своими движениями.

Очень полезно давать слушать, как звучат различные инструменты – колокольчики, бубны, цимбалы, трещотки, музыкальные шкатулки. Пусть мир звуков будет разнообразным и красивым. Даже если ваш малыш не станет музыкантом-виртуозом, он будет восприимчив к музыке, у него будет хорошо развит слух.

Кстати, у матерей, регулярно занимавшихся во время беременности музыкой, в три раза чаще рождаются дети с абсолютным слухом.

Но самый значительный эффект вызывает голос самой матери – он оказывает вибрационное воздействие на клетки плода, активизируя в них различные биохимические процессы. Вот почему у многих народов так популярно пение во время беременности и родов. Пойте и разговаривайте со своим ребенком как можно больше. Считается, что малыш запоминает музыкальные отрывки, стихи и колыбельные, которые слышал еще в животике у мамы.

И о колыбельной песенке перед сном. Будет замечательно, если ее споют и мама, и папа, образуя триединство в семейном ансамбле. Любой контакт, мысленный или тактильный, желательно сопровождать мягким прикосновением к животу – тем самым вы как бы обнимаете свое дитя и энергетически его поддерживаете.

Когда мама переключает все внимание внутрь себя, она испытывает удивительные чувства, и ее физическое и психологическое состояние благотворно влияет на плод.